Авто & мото

Правостороннее и левостороннее движение

Чем обусловлен выбор стороны дороги для движения?

Сегодня практически во всех странах мира принято правостороннее движение. Выбор стороны дороги для движения сложился исторически. Основным аргументом стало то, что по природе своей большинство людей пользуются в основном правой рукой. Неся поклажу на правом плече, люди сдвигались в правую сторону, чтобы не задеть встречных прохожих своим грузом. Конные экипажи и повозки тоже держались правой стороны, потому что правой рукой удобнее натягивать вожжи.

Однажды количество транспортных средств увеличилось настолько, что возникла необходимость введение правил, регламентирующих их поведение по отношению друг к другу и к пешеходам.

Так, в 1752 году императрица Елизавета выпустила указ, предписывающий конным экипажам в городах придерживаться правой стороны дороги. Примерно в то же время британские парламентарии приняли билль о движении карет по Лондонскому мосту исключительно по левой стороне. Обусловлено это было тем, что возница английских экипажей располагался на задах кареты и на самом верху. Пользуясь хлыстом, находящимся в правой руке извозчик мог задеть знатную персону на пешеходной дорожке. Немного позднее, в 1773 году левостороннее движение в Соединенном Королевстве было повсеместно узаконено Дорожным актом.

Позднее его положения распространились и на британские колонии. Именно поэтому в некоторых странах, ранее бывших английскими колониями, эти правила действуют до настоящего времени. С появлением автомобилей конный транспорт начал стремительно уступать свои позиции.

Органом управления первыми автомобилями служил рычаг, располагавшийся посередине. Для его поворота требовались значительные усилия, поэтому водитель располагался слева от рычага. Позднее, когда был изобретен руль, он вслед за водителем сместился влево, так как манипулировать рулевым колесом удобнее обеими руками. К тому же транспортные потоки увеличивались, и требовалось уделять большое внимание встречным автомобилям.

К середине XX века все автомобили оснащались левым рулем. Исключение составляли почтовые автомобили в Канаде и Соединенных Штатах. Эти автомобили имели правый руль, чтобы почтальон, управляющий автомобилем, мог класть корреспонденцию в придорожные почтовые ящики, не выходя из машины. А вот в Швеции дороги были узкими, обочины у них были не обустроены. Поэтому, имея левый руль, автомобили в этой стране двигались так же по левой стороне.

При поездках в соседние страны это создавало определенные неудобства, поэтому в 1967 году правительство этой страны в один из сентябрьский день дружно перестроились и стали двигаться по правой стороне. Левостороннее движение в наше время сохранилось только в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Японии, в странах Южной Африки и на Индийском полуострове.

В большинстве стран передвижение на автомобилях с левым или правым рулем абсолютно беспрепятственное, главное, чтобы он соответствовал техническим требованиям страны-производителя. Но в Австралии автомобили с левым рулем запрещены, и приобретая их владельцы обязаны переставить рулевое управление на правую сторону.

Страны с правосторонним и левосторонним движением на карте

В Новой Зеландии на управление автомобилем с левым рулем необходимо специальное разрешение. В Камбодже до 2001 года насчитывалось 80% автомобилей с правым рулем, пока на законодательном уровне они не были запрещены. Модернизация личного автотранспорта обошлась владельцам чуть ли не в два годовых заработка.

В нашей стране тоже были попытки запретить эксплуатацию автомобилей с правым рулем, но, к счастью, они не увенчались успехом.

Кнопка «Наверх»