Многие мамы говорят, что ребенок после трехлетия как будто подменяют – вместо веселого малыша в доме поселилось вредное капризное чудовище, с которым приходится постоянно воевать.
Как же найти общий язык со своим взрослеющим ребенком, когда случилось неизбежное, наступил кризис трехлетнего возраста и очаровательный малыш превратился в злостного капризулю.
Он отвергает любое ваше предложение, просьбу, приказ, на любой вопрос отвечает почти автоматически: «Нет», «Не дам», «Не буду». Если вы ему что-то запрещаете, он делает назло, как будто проверяет, действительно ли так делать нельзя. Окрики и шлепки на ребенка практически не действуют, терпения у родителей не хватает.
В этот прекрасный момент родители решают, что ребенка пора начинать воспитывать, и вешают на видное место ремень, подразумевая под воспитанием беспрекословное повиновение.
Ваш ребенок растет. В 3 – 3,5 года он переживает скачок в нервно-психическом развитии. Происходит смена всех психических процессов (мышления, памяти, речи, ощущений, восприятия, воображения), которые управляют поведением ребенка.
Любые перемены – это сложный процесс. Ребенок не испортился, он вырос, а родители этого не заметили. И ребенок не может сказать, что он стал другим, поэтому вынужден проявлять свое взросление плачем и капризами.
В 3 – 3,5 года ребенок неожиданно для себя делает открытие: он смотрит на взрослых членов семьи и понимает: «Я тоже так могу! Я тоже это умею! Я – человек! Я – личность!». И, пока еще не осознанно, учится утверждать свою волю, свое «Я». Впервые в жизни малыш бросает вызов судьбе, миру, самому себе, а чтобы стать человеком, личностью, чтобы самоутвердиться, он должен быть своевольным.
Не проявляя своей воли, человеком не станешь. И плохо бывает, если в семь не признают эту личность. Капризы, конфликты, буйное поведение ребенка – результат того, что взрослые не признали личность в трехлетнем ребенке. А эта новая личность требует к себе уважительного отношения.
Запрещать что-то ребенку – вообще не выход. Злоупотребление запретами опасно. Слово «нельзя» — это тормоз для ребенка, если все время тормозить, он может перестать слушаться совсем. А если родители позволяют себе проявить бестактность по отношению к малышу – кричат на него, шлепают, раздражаются – он будет все делать назло. Чем сильнее шлепки, тем сильнее противодействие.
Древние говорили, что ребенка нельзя победить, можно только сломать. Выигрывая битву с ребенком, взрослые всегда проигрывают. Если же вы хотите выйти победителем в конфликте, сохранив уважение к себе, считайтесь с желаниями малыша.
У педагогов есть такое правило – научить можно только тогда, когда человеку это интересно. Именно в возрасте 3 – 4 лет малыш проявляет интерес ко всем домашним делам. Используйте это время с пользой, чтобы интерес не пропал ни к 7, ни к 14 годам. Не гоните ребенка от себя, когда печете, утюжите, стираете, готовите салат, ремонтируете кран или автомобиль, делаете уборку, накрываете стол.
Готовясь к выполнению домашних дел, будьте готовы к тому, что к вам обязательно подойдет любопытный трехлетний малыш, поэтому подумайте заранее, какую работу можно ему поручить. Даже если он идет туда, где действительно опасно, например, на полу лежит разбитое стекло, не запрещайте малышу помогать вам, лучше попросите подержать совок, пока вы сметаете в него осколки. Не оставляйте ребенка один на один с запретами – ребенок не понимает, почему «нельзя».
Психологи советуют реагировать на все требования ребенка тремя разными способами: уступить, настоять на своем, отвлекая его игрой, шуткой, другим занятием, или оставить проблему без внимания (будь что будет).
Но этот совет можно применить не ко всем детям, ведь каждый малыш индивидуален. Некоторые дети упрямы с самого рождения, другие – очень послушные. А бывают дети «удобные», сверхвнушаемые. Они подчиняются без малейшего сопротивления, никогда ничего не делают без разрешения, беспрекословно слушаются и признают авторитеты.
Такие дети опережают сверстников в развитии, их душа – распахнутые настежь ворота. В подростковом возрасте такой ребенок – пример для подражания, радость родителей, гордость учителей. Но судьба его во многом зависит от того, кого он полюбит, кому поверит, кому отдаст свою душу.
Очень много таких послушных, примерных детей впоследствии становятся наркоманами, алкоголиками, подкаблучниками, неудачниками. И приходят они к такой жизни по одной схеме – с раннего детства взрослые добивались от ребенка всего, чего хотели, кроме внутренней свободы. Ими управляли, они поддавались, ими еще больше управляли.
Ребенок вышел из дома из детского сада, окончил школу, университет, отслужил в армии, устроился на работу. И везде на его пути встречаются новые люди, новые отношения, новые соблазны и новые гипнотизеры. А потом оказывается, что он во всем разуверился, разочаровался, утратил человеческий облик. Тот самый человек, который в детстве был удобным, хорошим и послушным.
Не переживайте, если ваш ребенок растет настырным, не нервничайте, если он требует свое, не повышайте голос и не ругайте за каждый плохой поступок. Постарайтесь признать его взросление.
Именно в возрасте 3 – 4 лет, когда у детей происходят такие нервно-психические взрывы, у них появляются или обостряются неврозы. Причем такие серьезные заболевания у детей развиваются из-за постоянной борьбы с родителями.
Когда ребенок нарушает запреты родителей, он ищет свой путь, пытается найти те ограничители, тот смысл, который вкладывают в запреты взрослые. Он хочет понять, проверить, испытать. Ребенку важно самому узнать, что будет, если запрет нарушить. В процессе этих поисков происходит становление его личности.
Если запреты и приказы станут для ребенка привычными воспитательными мерами, если ребенок не научится добиваться своего капризами и истериками, то в 4 – 5 лет перед вами снова будет спокойный, улыбчивый человечек, но с совершенно другим внутренним миром.
И только от вас зависит, спокойным человеком вырастет ваш малыш или неврастеником.