Определение «хороший» и «плохой» совершенно не подходит для оценки поступков и поведения ребенка. Тем более нельзя их использовать для характеристики ребенка в целом.
Дело в том, что слова «хороший» и «плохой» могут что-то значить только для взрослых, причем у каждого существуют свои критерии оценки, что хорошо, а что плохо. А для маленьких детей эти слова вообще не несут никакой конкретной информации.
Дети не понимают фраз: «Вот хороший мальчик». Чем он хорош? Красивый? Умеет читать? Хорошо рисует? Не разбрасывает игрушки? Хорошо ест? Не шумит? Слушается взрослых? Что именно подразумевает взрослый человек в каждом конкретном случае под словом «хороший»?
Еще более непонятны ребенку угрозы: «Будешь плохо себя вести…», потому что он действительно не понимает, что плохого в том, чтобы отказаться от супа, если не хочешь кушать или шуметь и бегать, если играешь.
На ребенка не действуют и обещания: «Если будешь хорошо себя вести, в выходные пойдем в цирк». Он теряется, так как не понимает, какого хорошего поведения вы от него ждете.
Как же похвалить или поругать ребенка, не употребляя слов «хороший» и «плохой»? Сначала определитесь, чего вы хотите от малыша и за что он заслужил похвалу или наказание, и передайте ему эту информацию в доступной форме. Например, вместо обезличенной фразы: «Вот хорошая девочка» лучше скажите, что конкретно вам понравилось в ее поведении: «Съела все» Вот молодец!», «Спасибо, что помогла убрать в квартире», «Молодец, что убрала игрушки без напоминаний».
Угрозу или обещание типа: «Если будешь хорошим…» лучше заменить просьбой: «Пожалуйста, потерпи. Сейчас мне пока некогда, но через несколько дней я куплю билеты, и мы сходим в цирк». Учитывайте при этом нетерпение малыша – он каждый день будет спрашивать, купили вы билеты или нет.
Чем более конкретно вы будете высказывать свое отношение к поведению ребенка и его поступкам, тем понятнее для него будет, по какой причине вы недовольны или рады. И он обязательно будет стараться чаще радовать и реже огорчать родителей.