Если вы прокололи колесо, нарушили его геометрию, хотите поменять колеса местами из-за неравномерного износа или заменить зимнюю резину на летнюю, и наоборот, вам нужно знать, как поменять колеса на автомобиле.
Лучше всего подобные манипуляции делать в автомастерской – там работают профессионалы, с опытом работы и соответствующей квалификацией. При необходимости проведут балансировку колес, причем сделают быстрее и качественнее, чем вы сами. Но, к сожалению, не всегда рядом есть автосервис, и иногда приходится обходиться своими силами.
Не меняйте колеса без крайней необходимости – при частом откручивании и закручивании болтов можно повредить диски.
Имейте в виду, что воздух держится в проколотом колесе от нескольких секунд до нескольких часов. Если колесо спускает медленно, а автомастерская недалеко, лучше попытаться доехать до нее. Если нет, нужно съехать на обочину и произвести замену колеса самостоятельно.
На спущенном колесе ездить нельзя (разве что несколько метров и очень аккуратно) – диск погнется, и его придется выбрасывать.
Сначала подготовьте необходимые инструменты и приспособления
- сами колеса
- баллонный ключ
- домкрат
- противооткатные средства – специальные башмаки, обрезки досок либо клинья
- предупреждающий дорожный знак
- противооткатные упоры
- насос с манометром
- перчатки
Если менять колеса приходится на трассе, сверните с нее и найдите ровный участок (на проезжей части меняйте колеса только в крайнем случае). Соблюдайте технику безопасности, выставите знак аварийной остановки, включите аварийную сигнализацию и откройте багажник – так вы будете более заметны другим участникам дорожного движения.
Работайте надо аккуратно, не разбрасывайте болты и гайки – в резьбу может забиться грязь. Кладите их в чистую тару.
Не прислоняйте колесо к машине — оно может упасть в любой момент, поцарапать лакокрасочное покрытие, а если укатится на дорогу, может спровоцировать аварию.
Подготовительный этап
Прежде чем поменять колесо на машине, выполните ряд подготовительных действий.
Максимально оттяните рычаг стояночного тормоза и подставьте башмаки с обеих сторон колеса, расположенного по диагонали от снимаемого. Постарайтесь плотно загнать упоры под шину (при необходимости аккуратно подбейте молотком).
Поставьте предупреждающий знак на расстоянии 15 метров от машины на краю дорожного полотна. В сумерках и темный период суток обязательно включите мигающие аварийные сигналы.
Обработайте колесные болты аэрозольной смазкой (при наличии).
Вытащите запаску из гнезда, проверьте давление манометром. При необходимости подкачайте шину.
Надежно установите домкрат, чтобы его подошва упиралась в специальное гнездо на днище автомобиля.
При установке домкрата не поленитесь заглянуть под автомобиль и убедиться, что «пятка» попала в гнездо. Не допускается опирать домкрат на плоские фрагменты днища либо реактивные тяги – под весом авто последние легко изгибаются.
Последовательность действий при замене колес
Первым делом слегка приподнимите домкрат, чтобы он не выпал на следующем этапе – раскручивании гаек. Как нужно правильно менять колеса:
Снимите колпаки с колес. Возьмите запасное колесо, положите его рядом, ослабьте гайки заменяемого колеса.
С помощью баллонного ключа ослабьте все болты так, чтобы они свободно крутились руками. Если болты затянуты очень сильно, для увеличения силы используйте подручные средства. При этом следует знать, какая резьба – левая или правая – на болтах вашего автомобиля. От типа резьбы зависит, в какую сторону крутить ключ. Если на шляпке болта буква «R» (right) – резьба правая, если «L» (left) – левая. При необходимости удлините короткий «баллонник» рычагом из трубы либо другого ключа.
Установите домкрат в предназначенное для него гнездо под небольшим углом на дощечку-подставку (она нужна, чтобы увеличить площадь опоры и домкрат не вдавился в грунт). Поднимите машину так, чтобы колесо оторвалось от земли, проверьте ее устойчивость и продолжите поднимать, чтобы между колесом и дорогой появился просвет 2-3 сантиметра.
В последнюю очередь отворачивайте гайку (болт), которая находится на вершине круга.
Отверните оставшиеся гайки и, слегка приподнимая колесо двумя руками с боков ниже середины, снимите колесо со шпилек.
Подкатите «запаску» и примерьте к шпилькам крепления. Поскольку проколотая шина стояла ниже, автомобиль нужно приподнять до уровня исправного колеса.
Наденьте «запаску» на шпильки и наживите гайки либо прикрутите вручную болтами. Слегка приподнимайте колесо, чтобы фаски гаек четко вошли в углубления. Подтяните крепления ключом.
Опустите домкрат. Когда протектор встанет на землю, окончательно затягивайте болты максимальным усилием рук.
Поставьте запасное колесо. Для этого сначала наживите верхний болт (гайку), затем остальные. Затяните ключом насколько сильно, насколько возможно, болты (гайки) крепления крест-накрест, а не по кругу — такая последовательность обеспечит правильную центровку колеса.
Поднимите машину на домкрате и уберите подпорки.
Опустите автомобиль на землю и окончательно подтяните гайки (болты). Если нужно заменить несколько колес, повторите процедуру с каждым из них.
Уберите снятое колесо и клинья из-под колес. Проверьте давление в воздуха колесе и при необходимости подкачайте до рекомендованной производителем величины.
Проверьте ниппель камеры на герметичность, затем закрутите колпачок.
Протяните все болты колеса по кругу. Затягивайте как можно сильнее, не боясь сорвать резьбу – важно надежно зафиксировать колесо.
Поставьте на место колпак, поместив его напротив зацепов и вбив тыльной стороной ладони. Несколько раз ударьте по колпаку, чтобы убедиться в том, что он надежно закреплен.
Соберите все инструменты и колодки для блокировки колес.
Обязательно в ближайшее время отремонтируйте запасное колесо. Это можно сделать в любой автомастерской, где мастер выберет способ ремонта в зависимости от повреждений.
Перестановка колес местами
Протекторы шин, установленных на ведомой и ведущей оси автомобиля, изнашиваются с разной интенсивностью. Нетрудно догадаться, что ведущие покрышки истираются значительно быстрее. Производители рекомендуют для равномерного износа менять колеса местами, а не покупать новые скаты парами.
Большинство автолюбителей пользуются простейшей схемой – каждые 10 тыс. км пробега переставляют задние колеса на переднюю ось, а передние устанавливают назад. Преимущества способа:
- подходит для автомобилей с передним, задним и полным приводом;
- позволяет переставлять шины с направленным рисунком без переворачивания на дисках;
- актуален для машин с запасным колесом типа «докатка».
Недостаток схемы заключается в том, что из оборота исключена полноценная «запаска». Ее протектор остается высоким, отчего при установке в результате прокола почти новая резина подвергается повышенному истиранию из-за действия дифференциала. Чтобы все 5 покрышек изнашивались одинаково, пользуйтесь следующей схемой:
- правая задняя шина ставится наперед с той же стороны, ее место занимает «запаска»
- правое переднее колесо переставляется назад по диагонали
- заднее левое колесо устанавливается на переднюю ось с левой стороны
- снятый передний скат становится запасным
Техника безопасности при смене колес
При замене колес автомобиля соблюдайте технику безопасности. Перед подъемом автомобиля на домкрате высадите пассажиров. В крайнем случае, пассажир может сидеть на самом дальнем от поднятого на домкрате колеса сиденье.
Никогда не оставляйте в машине детей без присмотра.
Не пользуйтесь домкратом в гараже.
Берегите ноги, если меняете колесо около бордюра. Нельзя стоять между автомобилем и бордюром.