Инстинкт самосохранения всегда заставляет людей действовать автоматически. Человек так устроен, что не может осмысленно контролировать его проявления.
Однако проявления инстинкта самосохранения на дороге не всегда полезны, а часто даже вредны и опасны. Мотоциклист может застыть или начать действовать неадекватно. Однажды гонщик упал в девятом повороте трассы Riverside Raceway. Поворот на этом участке профилирован, то есть его внешняя бровка выше внутренней, как на велотреке, а вдоль внешней бровки расположен забор высотой в 150 сантиметров.
Гонщик упал недалеко от внутренней бровки, в трех метрах от газона. Он поднялся и ринулся через всю трассу, по которой ехали другие гонщики, так как ему в тот момент казалось, что так будет безопаснее.
Многие детали экипировки и снаряжения мотоциклистов изготовляют с учетом инстинкта самосохранения. Ткань на ладонях гоночных перчаток более прочная, так как человек при падении инстинктивно выставляет руки вперед. Антиблокировочная система тормозов – высокотехнологичное устройство, которое помогает преодолеть резкое и сильное торможение. Более «липкие» шины помогают уменьшить последствия слишком сильного торможения или от резкого наклона мотоцикла при входе в поворот.
Рано или поздно инстинкт самосохранения приводит мотоциклиста к аварии, так как именно он является причиной всех ошибок вождения. Он до неузнаваемости меняет действия водителя.
Давайте рассмотрим на примере такого распространенного инстинкта самосохранения, как сброс/добавление газа при входе в поворот. Практически никто из водителей не собирается сбрасывать газ в повороте, напротив, все они собираются его добавлять. Но инстинкт самосохранения заставляет их передумать.
Сброс газа при входе в поворот – это проявление инстинкта самосохранения №1. Это происходит всегда, как только у мотоциклиста начинается паника. Паника может появиться по нескольким причинам. Мотоциклист думает, что:
- едет слишком быстро;
- слишком сильно наклонился;
- зашел в поворот слишком широко;
- похоже, дорога скользкая.
Заставить мотоциклиста при входе в поворот сбросить газ могут также неровности дорожного полотна и находящиеся рядом другие участники движения. Причем мотоциклист обычно понимает, что не следует сбрасывать газ сразу после того, как он это сделал (знакомо, не так ли?), что является еще одним доказательством неконтролируемости инстинкта самосохранения.
Проявления инстинкта самосохранения:
- Сброс газа
- Сжимание руля
- Сужение поля зрения или бегающие глаза
- Фиксирование внимания на одном объекте
- Руление в сторону объекта, на котором зафиксировано внимание
- Отсутствие руления или неэффективное (медленное или слишком раннее) руление
- Слишком сильное или слишком слабое торможение
Каждый мотоциклист наверняка сталкивался со всеми этими проявлениями инстинкта самосохранения. Но может ли человек ими управлять?
Возьмем, к примеру, сжимание руля. Вы замечаете, что вцепились в руль изо всех сил после того, как это произошло, или вы делаете это намеренно? Случалось ли вам осознанно сужать поле зрение или заставлять себя сфокусировать внимание на каком-то предмете? Собирались ли вы заблокировать колесо при торможении?
Итак, в результате реальной или мнимой опасности, наше тело начинает действовать помимо нашей воли, пытаясь уменьшить или избежать повреждений.
Помните, что ни одно проявление инстинкта самосохранения не соответствует ни конструкции мотоцикла, ни приемам вождения.
Не идите на поводу у своих страхов, учитесь побеждать проявления инстинкта самосохранения в зародыше, пока они не стали причиной крупных неприятностей на дороге.