Управление газом при прохождении поворотов на мотоцикле подчиняется своим правилам и стандартам. Способы управления газом напрямую зависят от конструктивных особенностей вашего байка и позволяют ему действовать максимально эффективно.
Понимание особенностей конструкции байка и их взаимодействия с манерой вождения – первый шаг в борьбе с мешающими водителю проявлениями инстинкта самосохранения, под влиянием которого при прохождении поворота, как правило, происходит сброс газа.
При прохождении поворотов мотоциклист в первую очередь должен заботиться о сцеплении шин с дорожным полотном. Около 40% веса мотоцикла должны приходиться на переднее колесо, 60% – на заднее. У гоночных мотоциклов на заднее колесо приходится до 70% веса, поскольку они испытывают большие ускорения. В зависимости от конкретной модели мотоцикла, соотношение 40/60 может незначительно меняться.
Задача водителя – поддерживать идеальную развесовку с помощью виртуозного использования газа. Чтобы этого добиться, попробуйте начинать рулить пораньше, чтобы разгрузить переднее колесо, слегка ускоряясь в середине поворота.
Развесовка большинства мотоциклов в статичном положении или при прямолинейном равномерном движении составляет 50/50 (+/– 5%). Таким образом, мотоциклист должен переместить от 10 до 20 процентов веса спереди назад. Для этого придайте мотоциклу ускорение, повысив обороты с 4000 до 6000 на пятой передаче (речь идет об аппаратах с объемом двигателя не меньше 600 см3). Ускорение получится не слишком сильное, но вполне достаточное.
Часто мотоциклист не может точно отследить, насколько он увеличивает обороты, причем, как правило, он ошибается в меньшую сторону. В результате мотоцикл либо распрямляет траекторию в повороте, либо начинается боковое скольжение, и тут водитель совершает еще одну ошибку – сбрасывает газ.
Не пытайтесь достичь скорости, которую считаете неправильной – такие попытки не приведут ни к чему хорошему.
Как только вы начали добавлять газ, делайте это равномерно, плавно и постоянно вплоть до окончания поворота.
Как только мотоциклист достиг идеальной развесовки, то есть переместил 10% — 20% веса байка спереди назад, любые дальнейшие изменения развесовки приводят к ухудшению сцепления с дорогой.
Как только вы наклонили мотоцикл для вхождения в поворот, любые дальнейшие изменения развесовки – одновременные (на изломе дороги, который влияет сразу на оба колеса) или поочередные (при открытии/закрытии газа, вес вперед/вес назад) – изменяют идеальную развесовку системы шины/мотоцикл.
Помните, что все люди разные, поэтому настройка и траектория движения гипотетического мотоцикла вам может не подойти. Для выполнения поворотов на высокой скорости сначала привыкните к своему мотоциклу.
Для успешного управления газом при вхождении в поворот, вы должны понимать и чувствовать потребности своего мотоцикла.
Вы не должны пытаться улучшить байк, вы просто должны помогать ему работать правильно.
Никогда не играйте ручкой газа в повороте, так как это приведет к переносу веса мотоцикла на переднее колесо. Очевидно, что любые задержки, помехи, открытия/закрытия газа усложняют идеальное вхождение в поворот и немедленно ухудшают сцепление байка с дорогой. Чем выше скорость, с которой вы едете, тем сильнее отрицательный эффект.
Достижение и поддержание развесовки 40/60 – главная цель всех ваших действий с ручкой газа.
Не беспокойтесь, если вы войдете в поворот медленнее, чем возможно. Если вы начнете ускорение раньше, то наверстаете упущенное при разгоне после прохождения поворота.
В результате неправильного использования газа при прохождении поворотов вы можете сорвать свой мотоцикл в занос или просто потерять драгоценное время. Если вы опытный гонщик, то в среднескоростных поворотах (60‑100 километров/час) каждое добавление/сброс/добавление газа стоит вам 0,1 с (или длины байка, если говорить о дистанции). Для всех остальных эта потеря еще больше. В высокоскоростных поворотах проигрыш по времени увеличивается, поскольку сопротивление воздуха вносит больший вклад в замедление мотоцикла.
Даже если вы не являетесь профессиональным гонщиком и ездите на мотоцикле только по улицам, умение управлять газом при прохождении поворотов не менее важно. Многие байкеры уверены, что при определенных условиях можно позволить себе сбросить газ в повороте. Однако следует четко понимать, что правило увеличения газа при вхождении в поворот работает почти всегда, на любой скорости, оно верно для 99% всех поворотов и дорожных условий.
Исключения существуют, но они редки – длинные спуски, повороты с уменьшающимся радиусом, повороты с отрицательным профилем (велотрек наоборот) и повороты с неровностью посередине. Но даже в этих случаях не следует закрывать газ, просто на время нужно перестать его добавлять.
Предположим, вы вошли в поворот и внезапно поняли, что дорожное покрытие скользкое. Если вы сбросите газ, вы переместите 70‑80% веса байка на переднее колесо, которое конструктивно может и нести только 35‑40%. Конечно, добавление газа не гарантирует вам отсутствие неприятностей, но при резком сбросе газа вероятность падения существенно выше.
Представим еще более грубую ошибку – использование в скользком повороте переднего тормоза. Очевидно, что в этом случае падение почти неизбежно, а закрывая газ, вы двигаетесь именно в этом направлении!
Оказывается, старое правило гонщиков «Сомневаешься? Газуй!» имеет право на существование.
В качестве примера можно привести происшествие с Дугом Чандлером на Sears Point Raceway в 1989 году. Он тогда пилотировал свой 750‑кубовый суперспорт по сухой трассе. Покрышка заднего колеса его мотоцикла была настолько изношена, что срывалась в занос просто от сброса газа. В какой-то момент заднее колесо стало заносить так, что оно оставило длинный след резины на асфальте трассы.
Если бы в этот момент Дуг сбросил газ – хайсайда не избежать, но опыт мотокроссмена подсказал ему, что надо газовать. Дуг добавил газа, это привело к вобблингу, но, в конце концов, мотоцикл выровнялся, Дуг остался в седле и на первом месте. Добавление газа в данном случае было единственным решением. А что сделали бы вы?
Поскольку у каждого байка свои особенности, важно научиться чувствовать поведение при прохождении поворотов именно вашего мотоцикла.