Грамотное вождение мотоцикла основано на умении тормозить и умении входить в повороты. Постоянно тренируйте эти навыки в каждой поездке, так как они могут однажды спасти вам жизнь. Если вы умеете тормозить и поворачивать, вы сможете успешно проехать по горной дороге и по гоночному треку.
Тормозная система – самая мощная и важная часть мотоцикла. Эффективное владение тормозами определяет, кто в тандеме главный, — вы или ваш мотоцикл. Грамотное торможение позволит вам контролировать скорость мотоцикла при прохождении поворота и справиться с паникой при возникновении аварийной ситуации.
Подружитесь с тормозной системой вашего мотоцикла, и вы почувствуете прилив уверенности в себе.
Насколько быстро вы ездите? Представьте себе, что вы катитесь по проселочной дороге со скоростью 135 километров в час, периодически увеличивая скорость до 160 километров в час. Как вы думаете, сколько времени вам понадобится, чтобы остановить мотоцикл, едущий на такой скорости? Какое расстояние проедет за это время мотоцикл?
Вы когда-нибудь пробовали остановиться на такой скорости? Если нет, обязательно потренируйтесь – эффективное торможение требует постоянных тренировок. Большинство байкеров умеют откручивать ручку газа и совсем не умеют давить на рычаг тормоза.
Если вы обычно ездите со скоростью 160 километров в час, учитесь останавливаться с этой скорости. Делайте это во время каждой поездки, превратите тренировки в привычку. Чтобы выяснить, на что способны тормоза вашего мотоцикла, найдите тихую дорогу с ровным покрытием или пустую парковку. Убедитесь, что рядом с вами никого нет, и начинайте тормозить – сначала несильно, пробуя тормоза, а потом по-настоящему, на высокой скорости.
Наверняка, что после того как вы узнаете длину тормозного пути своего мотоцикла, вы будете осторожней откручивать ручку газа.
С опытом вы поймете, как быстро может замедлиться мотоцикл. Это важное знание пригодиться вам, когда потребуется предельно точная работа тормозами, например, при вхождении в поворот. Вы поймете, как можно достичь максимального замедления мотоцикла, той точки, когда шины уже визжат, но колеса еще не блокируются. Тонкая работа с тормозами пригодится вам при торможении в повороте и других сложных приемах управления мотоциклом. Но для этого вы должны полностью привыкнуть к тормозам своего байка.
Тесты показали, что одновременное использование переднего и заднего тормозов мотоцикла увеличивает эффективность торможения. Однако многие байкеры не пользуются для торможения задним тормозом, так как боятся, что это приведет в блокировке заднего колеса, или вообще малоэффективно.
На самом деле, задний тормоз использовать можно, но осторожно. Некоторые мотоциклы оборудованы очень хваткими задними тормозами, поэтому при максимальном замедлении, когда вилка почти полностью сжата, легко переборщить с нажатием на педаль тормоза.
Приступаем к тренировке торможения на мотоцикле. Вы должны добиться устойчивого навыка остановки мотоцикла на грани блокировки обоих колес. При выполнении упражнения помните, что при торможении вес мотоцикла перемещается вперед, и основную часть работы выполняет переднее колесо. Но чем длиннее база мотоцикла, тем меньше разгружается заднее колесо и тем больше работы по торможению может выполнить задняя покрышка.
Наденьте полную защиту и выберите прямой и ровный участок дороги. Несколько раз остановитесь на низкой скорости.
Надавите двумя пальцами – указательным и средним – на рычаг тормоза — указательным и средним. Для современных тормозных систем этого вполне достаточно для торможения. Кроме того, если все пальцы лежат на рычаге тормоза, вы не сможете сделать перегазовку при переключении на пониженную передачу.
На рычаг тормоза нажимайте так же, как на курок винтовки – плавно, без рывков. Резкое нажатие на рычаг тормоза приведет к перегрузке пружины вилки, уменьшению дорожного просвета, срыву переднего колеса в юз или отрыву от земли заднего колеса. Вы должны при торможении научиться удерживать переднее колесо на грани блокировки, когда резина уже визжит, но колесо еще крутится.
Научившись это делать, попробуйте поиграть с блокировкой. Для этого быстро сдавите рычаг еще больше и сразу приотпустите его, чтобы колесо снова раскрутилось. Не переусердствуйте, заблокированное колесо очень быстро сносит вбок, что приводит к лоусайду.
Привыкайте держать пальцы на рычаге тормоза, если вы не откручиваете газ до упора. Другими словами, если вы едете по городу, или замедляетесь перед поворотом, положите пальцы на рычаг тормоза – это уменьшит время реакции и ускорит торможение.
Поэкспериментируйте с задним тормозом. Давите на педаль плавно, пока не услышите визг задней покрышки или не почувствуете, как зад начинает мотать. Имейте в виду, что покрышки некоторых производителей настолько тихие, что их не слышно, даже когда задняя часть мотоцикла уже ходит ходуном.
В блокировании заднего колеса мотоцикла на короткий промежуток времени нет ничего страшного. С ним можно справиться двумя способами: удерживать мотоцикл прямо с помощью руля или просто немного отпустить педаль тормоза, чтобы заднее колесо раскрутилось. В аварийной ситуации вы вряд ли сможете заставить себя отпустить задний тормоз, поэтому тренируйте руление. Кроссовый мотоцикл очень хорошо подходит для отработки этого навыка.
Трудно объяснить непосвященному, как рулить мотоциклом. Вам станет понятнее, если вы обратите внимание на то, как сами рулите.
Если вы умеете ездить на велосипеде, то знаете особенность одноколейных транспортных средств и освоили контрруление. Смысл этого термина прост — вы давите на левую рукоятку, колесо поворачивается вправо, мотоцикл наклоняется влево. То есть, вы давите на ту сторону руля, куда хотите ехать. Если вы хотите повернуть налево, давите на левую рукоятку, если направо – на правую рукоятку.
Когда вы поймете суть метода, сможете управлять рулем мотоцикла более эффективно. Использование контрруления откроет вам множество различных вариантов его применения. Оно поможет вам избежать аварии, его можно использовать на гоночном треке. Рулить, как и тормозить, нужно учиться всю жизнь.
Когда вы начнете тренироваться в рулении, то заметите, что мотоцикл поворачивает прямо пропорционально усилию, приложенному к рулю. Если вы слегка надавите на руль, байк немного наклонится. Нажмете сильно, и он завалится в поворот. Попробуйте быстро перестроиться, резко нажав на руль, а потом перестройтесь медленно, давя на руль легким постоянным усилием. По мере появления навыка вы начнете лучше понимать процесс управления мотоциклом, и ваше удовольствие от вождения возрастет.
Чем больше скорость движения, тем больше усилий нужно совершить для совершения поворота, причем не только для начала поворота, но и для восстановления прямолинейного движения. Конструкторы шасси уделяют много времени на поиск баланса между устойчивостью мотоцикла и его способностью входить в поворот. При этом выбор делается, исходя из назначения конкретной модели мотоцикла.
Независимо от типа мотоцикла, которым вы управляете, правильное руление расширит его способности, выведет его за границы терминов «устойчивость» и «поворачиваемость», а грамотное использование контрруления позволит освоить более продвинутые приемы.
Запомните главное – управление мотоциклом осуществляется рулем и тормозами. Если вы недавно сели за руль, сначала научитесь рулить и тормозить, и только после этого тренируйте остальное.
Экстренное торможение на мотоцикле
На дороге случается всякое. Остановить мотоцикл на минимально коротком расстоянии в случае возникновения на дороге непредвиденной опасности — довольно так полезный навык, который пригодится пожалуй каждому мотоциклисту.
По статистике, практически все опасные ситуации на дороге происходят при внезапном появлении препятствий, а навыки экстренного торможения позволят избегать столкновений с ними.
Пожалуй, самым быстрым вариантом остановки мотоцикла является одновременное зажатие обоих задних и передних тормозов. Задний тормоз зажимается резво, а передний — медленнее. Вот именно такая тактика позволяет быстрее всего остановить мотоцикл, потому что обе шины находятся на грани максимального сцепления непосредственно с дорогой.
Но все же что бы избегать опасные ситуации необходимо просматривать дорогу впереди и обращать внимание на все, что внезапно может оказаться на дороге. Также нужно обращать и не оставлять без внимания состояние дорожного покрытия. Нужно всегда знать, что происходит сзади вас, а также желательно избегать водителей, которые плохо или вовсе не соблюдают дистанцию.
Не смотря на то что экстренное торможение может спасти от одной опасности, в тоже время оно может создать другую опасность в виде аварийной ситуации на дороге после полной остановки мотоцикла. Исходя из этого можно сделать итог, что лучше применять все же наиболее безопасные способы, для того чтобы избежать столкновения.
Советы бывалых гонщиков
В первую очередь научитесь чувствовать тормоза. Обратная связь на рычаге важнее развиваемого усилия, так как иногда приходится использовать тормоза в повороте. Это называется trail braking (придерживание тормозов, когда мотоцикл уже наклонен в повороте). Тормоза – это не выключатель, а реостат.
Для того чтобы тормоза работали эффективно, регулярно чистите тормозные диски. Профессиональные гонщики используют электрические или механические (специальные диски с вкраплениями стекла) очистители тормозных дисков, чтобы очистить поверхность от застрявших в ней частиц колодок. Вы можете чистить диски вручную.
Чтобы в гонках заднее колесо мотоцикла не блокировалось ни при каких обстоятельствах, гонщики искусственно ограничивают эффективность заднего тормоза – ограничивают ход педали, уменьшают толщину накладок на колодках. Но это не значит, что гонщики совсем не используют задний тормоз – он необходим для эффективного управления мотоциклом во время гонки.
Меняйте тормозную жидкость раз в четыре месяца, так как нагрев или попадание влаги снижает точку ее кипения. Храните тормозную жидкость в герметичной таре и никогда не используйте ее повторно.