Если Вы ездите за рулем, дорожное движение в странах Ближнего Востока, в частности в Иране, гарантированно повергнет в шок. Хорошо, что в Иране нет алкоголя. Совсем. Иначе на улицы было бы страшно не только выезжать, но и выходить. Правила и нормы вождения мутировали безвозвратно.
Соблюдать привычные правила дорожного движения — значит представлять опасность для других участников движения или как минимум — выглядеть как идиот. Европейцу нужно иметь стальные части тела, чтобы без стресса ездить по дорогам Ирана или переходить дорогу по пешеходному переходу.
Типичный диалог с другими туристами:
— Вы на автобусе путешествуете? — спрашивают нас.
— Нет, взяли машину в прокат.
— Да ла-а-а-адно! Серьезно? Ну вы психи…
Я расскажу о нескольких важных правилах нормального дорожного движения, которые нужно выучить любому туристу, который собирается в автомобильное путешествие по Ирану. Также я немного расскажу про общественный транспорт и интересные решения регулировки светофоров.
Первое и самое главное правило — проверьте исправность звукового сигнала автомобиля. Если бибикалка не работает, автомобилем в Иране пользоваться нельзя. Подача звукового сигнала дает водителю все преимущества и освобождает его от принятия мер предосторожности.
Красный сигнал светофора запрещает движение, кроме случаев, когда очень нужно.
Выполнение требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства факультативно.
Не разрешается останавливаться и пропускать пешеходов на пешеходных переходах, так как это создает помехи движению транспортных средств, а также увеличивает риск ДТП. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, значит, за рулем туземец, и нужно быть предельно осторожным. Используйте звуковой сигнал.
На автомагистралях запрещается движение по своей полосе. Линия разметки должна проходить строго под попой водителя.
При легком дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан выйти, посмотреть на повреждения и пожать плечами.
Разрешается парковаться до характерного хруста.
При повороте налево или развороте водитель должен ослепить дальним светом встречные транспортные средства и резко вклиниться в поток, тем самым получая преимущество в движении.
Водители мотоциклов без зеркал заднего вида могут передвигаться как угодно и в любом направлении.
При перестроении водитель никому ничего не обязан.
Мы удивлялись, почему нам дали такую исцарапанную и побитую машину. Когда через 5 часов в нас в первый раз въехали, все вопросы как-то сами снялись.
Пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств по тротуарам, пешеходным дорожкам или базару. Водителям мотоциклов разрешается передвигаться по дворам и помещениям мечетей.
Максимально допустимое количество пассажиров на мотоцикле не должно превышать 4 человек. На руле допускается перевозить не больше одного пассажира.
Правилами перевозки детей разрешается:
- занимать детьми любые свободные места в автомобиле вокруг водителя
- перевозить детей на руле мотоцикла
- держать ребенка одной рукой, а другой — держаться за пакет с продуктами (для пассажиров мотоциклов)
- давать детям порулить
Водитель транспортного средства должен в любой момент быть готовым увернуться от мотоциклиста, двигающегося по полосе встречного движения.
Я не люблю рынки. Особенно те, которые похожи на Черкизон. А когда сквозь толпу то и дело протискиваются мотоциклисты, появляется желание купить топор.
Ничто так не злит, как «иранский экофрендли» транспорт внутри помещений. Но местные люди к этому привыкли и даже не ворчат, когда сзади подкрадывается пердящий мотоциклист или автомобиль. Все послушно расступаются.
Остановка транспортного средства разрешается везде, если так надо.
Обгон разрешается везде.
Разворот разрешается везде.
Водитель транспортного средства должен пропустить другое транспортное средство, если оно:
- имеет высокую стоимость
- подает звуковой сигнал
- подрезает
- вклинивается
- обгоняет по встречной полосе
- едет по той же полосе навстречу
- внезапно разворачивается
- перестраивается без звукового сигнала
Уникальная фотография — мотоциклист в шлеме! Вообще для Ирана это нонсенс. Я лично видела, как мотоциклист ехал по тротуару среди прохожих и при этом читал свежую газету.
Все тротуары, дворы домов или мечетей оборудованы нехитрыми горками, чтобы мотоциклистам было удобнее.
Типичный светофор. Хорошее заметное табло с отсчетом времени. Среди общего хаоса мне очень понравилась функция неработающего светофора. У нас выключенный светофор моргает только желтым, а в Иране желтым, если главная дорога и красным, если второстепенная. Хорошее решение.
Из городского транспорта мы видели только автобусы, микроавтобусы и такси. В городских автобусах женщины сидят в задней части салона, мужчины спереди. В междугородних автобусах все сидят вперемешку. А в такси набиваются как сельди в бочку.
Чтобы автомобили не заезжали на тротуары и газоны, выкапывают огромные канавы, ставят высоченные отбойники или столбы. Кстати, оцените высоту слоя асфальта! Правда, качество дорог в городе все равно паршивое.
А если серьезно, то в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Местные граждане прекрасно уживаются в этом хаосе и чувствуют себя комфортно. Когда на дороге появляемся мы, такие «правильные» туристы, люди не понимают наших действий и нашей реакции. Когда я останавливался перед зеброй, пропуская пешехода, то тот сначала долго не понимал, что происходит, потом показывал руками «проезжай, странный человек». И только когда он понимал, что я остановился его пропустить, поднимал руки в жесте благодарности, начинал переходить дорогу. Правда, его чуть не сбивали обгоняющие меня с разных сторон автомобили…
Я за 10 лет своего водительского стажа столько не сигналила, как за 10 дней в Иране.
Будьте внимательней на дорогах!